Новый год 31 декабря НОМ 2 января Animal ДжаZ 3 января
ВКонтакте
Facebook
Twitter

Непринужденная грация

14.03.2016

По строгости и закономерности геометрически рассчитанного и уравновешенного построения эта картина, подобно «Голгофе», является интереснейшим образцом композиций, типичных для живописи итальянского Возрождения. Несколько отодвигая в глубину симметрично рас положенный смысловой центр сцены и оставляя перед ним пустое, но обрамленное по бокам фигурами пространство, Мантенья предвосхищает излюбленные приемы Рафаэля.

Вместе с тем вызывало недоумение, что в такой цельной и законченной композиции пространство лишено замкнутости благодаря срезу рамой изображенного в картине окна, обрамленного аркой. В настоящее время популярен другой материал. Пластиковые окна: стандарты качества достаточно высоки. Они отличаются хорошими теплоизоляционными свойствами, не пропускают посторонние звуки и долговечны. В мозаике капеллы Масколи венецианского собора Сан Марко, - вероятно, являющейся подражанием данной картине, - арка показана полностью, и в верхней ее части помещен Христос с маленькой фигуркой в руках, олицетворяющей душу Марии. В связи с этим можно было предположить, что верхняя часть мадридской картины срезана. Это предположение оправдалось. Был найден фрагмент отрезанной части доски с изображением Христа, совпадающий по размерам и по живописи с картиной.

«Смерть Марии» не только перекликается со скорбными и порою глубоко трагическими падуанскими картинами Мантеньи, но и отличается от них большей успокоенностью, даже просветленностью. Как будто на смену героике и острому драматизму пришла элегическая печаль, соединенная с примиренным принятием суровых законов жизни. Вместо противопоставления тяжких противоречий реальности мечте об идеальном бытии гармонически развитого человека художник поднял до поэтической высоты печальное, но неизбежное событие обыкновенной человеческой жизни.

Поэтизацию повседневной жизни дает Мантенья и в «Принесении во храм», и особенно в «Мадонне» Берлинского музея. Обе картины исполнены, вероятно, в начале пребывания художника в Мантуе. Среди ранних картин Мантеньи только очень немногие написаны на холсте.