Новый год 31 декабря НОМ 2 января Animal ДжаZ 3 января
ВКонтакте
Facebook
Twitter

Самостоятельность Ж.П. Норблена

17.06.2016

Серьезный профессионализм и попытка применить полученные возможности для решения уже чисто национальных проблем - такова основа творчества Ф. Смуглевича. С другой стороны, здесь даже с большей силой, чем в области портрета, заметно воздействие местных идей, а также тем, сюжетов, выдвигаемых польской действительностью, на творчество приезжих мастеров, хотя среди них были такие, уже давно и полностью сложившиеся художники, как Каналетто или Баччарелли. В области портрета подобное влияние обнаруживается скорее в косвенной форме, и часто бывает вызвано чисто внешними факторами (как, например, необходимость считаться при написании портрета с той галереей предков, где он будет висеть), или сводится к национальному типажу, костюму - у менее талантливых художников. Вы православный человек? Церковная лавка в Киеве поможет вам поддерживать данный образ жизни.

Когда же мы касаемся исторической живописи, то видим, что здесь связь с идеологией польского общества, с бытующими в нем идеями, мыслями, задачами гораздо теснее и непосредственнее. И это объясняется не просто точным исполнением заказа: Каналетто мог написать картины на заданный сюжет из польской истории, мог создать монументально-декоративное полотно, но при этом мог не создавать, говоря словами современника, «памятник нынешнему обществу», а его «Въезд Ежи Оссолиньского» не стал бы воплощением идеала «ученой живописи», который сложился в это время в просвещенных кругах Польши, если бы художник глубоко и искренне не проникся идеями этих кругов и сознательно не стремился им следовать. И подобные факты подтверждают силу и активность польской культуры этого времени. Разумеется, эти особенности исторической живописи никак не являются исчерпывающими. Она включала в себя еще много моментов, сторон и признаков, почти не затронутых в главе (например, сила барочных реминисценций).